Анисимов О.С. Воспитание: сущность и российская действительность

В статье выделяются базисные характеристики воспитания. Ставится акцент на мотивационной основе усилий в преобразовательной деятельности воспитателя. Вводится контекст полноты мотивационной ориентации в обществе, стране, цивилизации. Выделяется роль рефлексивной самоорганизации воспитуемого и придания ей неслучайности через посредство мыслительной культуры. Рассматривается специфика ситуации в России и зависимость воспитательного воздействия от ситуационных факторов.

В механизме образования сторона воспитания занимает главенствующее место, преодолевая прагматизм обучения. Очевидность такого утверждения для большинства участников и руководителей образовательного процесса общеизвестна.

Однако внесение в бытие страны капиталистической парадигмы существенно изменило отношение к воспитанию и подчинило его прагматике достижения конкретных целей и ситуационному самовыражению жителей страны. Практически прежнее понимание роли воспитания в жизни общества вытеснено и заменено синкретической смесью установок, помогающих лавировать в конкуренции и погоне за прибылью.

Но этот тип бытия соседствует с многими остатками прошлой жизни. Если рассматривать реальное существование с акцентом на существенные признаки, то необходимо не только учесть концептуальные рамки устройства общества в парадигме марксисткого типа, но и более совершенные рамки цивилизационного подхода 

Полный текст статьи