Анисимов О.С. Методологический словарь для стратегов. Том 2

Анисимов О.С. Методологический словарь для стратегов. Т. 2 Методологическая парадигма и управленческая аналитика. М., 2004. – 364 с. – (Энциклопедия управленческих знаний)

Предлагаемое издание методологического словаря предназначается для участников стратегического управления любыми социокультурными и деятельностными системами, осознавшими роль культуры мышления, изменения языковых средств мышления в процессе принятия стратегических управленческих решений и открытых к профессионально-мыслительному совершенствованию. Прежде всего «Методологический словарь для стратегов» полезен в образовательных, консультативно-аналитических и научных структурах, которые обслуживают функционирование и развитие целостности госслужбы и участвуют в инновационных разработках по созданию наиболее совершенного государственного аппарата и механизмов гражданского общества.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Методологический словарь
Приложения
1 Методологические основы создания парадигмы языка теории деятельности
2 Язык схематизированных изображений  (А.Л. Емельянов)
            Функция и структура языка
            Схематические изображения
            Алфавит  языка схематизированных изображений
            Словарь  языка схематизированных изображений
            Обозначения и принятые сокращения
            Грамматика и синтаксис  языка схематизированных изображений
            Чтение схем
3 Методологический подход  к анализу глобальных проблем
4 Основы теории  аналитической деятельности
            1.  Функции аналитической деятельности
            2.  Аналитическая деятельность  в управленческих системах
            3.  Аналитическая деятельность  и научная форма бытия
            4.  Аналитическая деятельность  и философская форма бытия
            5.  Аналитическая деятельность  и методологическая форма бытия
            6.  Аналитическая деятельность  и игромоделирование
            7.  Логико-семиотические формы аналитического мышления
            8.  Информационный аспект  аналитической деятельности
            9.  Особенности ситуационных реконструкций
            10.  Особенности реконструкции угроз
            11.  Информационная культура  и рефлексивная самоорганизация аналитика
5 Средства анализа  управленческой деятельности
            I.  Анализ особенностей ситуации  в управленческой деятельности в целом
            II.  Анализ представленности  в управленческой деятельности содержания,  касающегося “объекта” управления
            III.  Анализ форм управленческой деятельности  и индивидуального стиля управленца
            IV.  Анализ культурной формы управленческой деятельности и развития управленца
            V.  Концептуальное оформление анализа управленческой деятельности
            VI.  Специфика логико-мыслительной обработки полученного материала высказываний
            VII.  Особенности психологического анализа деятельности управленца
6 Технология консультационной аналитики (В.Н. Верхоглазенко, А.А. Звезденков, М.В. Хлюнева)
            Исследование
            Ценностный анализ
            Концептуализация
            Проблематизация
            Проектирование
7 Экспертное мышление в управлении

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость в методологическом словаре появилась вместе с первыми попытками систематизировать корпус средств теории деятельности, активно разрабатываемый в Московском методологическом кружке (ММК). Крупномасштабные «сборки» осуществлялись и публиковались еще в середине 70-х гг. Однако интерес к языковой упорядоченности и внутренней парадигматизации резко снижался с конца 70-х гг. вместе с игромоделированием, повышенным энтузиазмом и особым отношением к ситуационно значимой игротехнике. К этому времени оформилась программа сознательной инвентаризации и рафинирования языковых средств, заявленная в Московском методолого-педагогическом кружке (ММПК).

Очевидность фундаментальной значимости парадигматизации и привлечения логических форм, вытекающих из «метода» Гегеля, сама исключительность этой формы мышления в пространстве теоретического мышления и конструирования понятий и категорий возникли у нас именно к середине 70-х гг. К этому времени мы уже приобрели особый опыт реализации такого потенциала в рамках практики особой работы с текстами – «Метод работы с текстами» (МРТ).

Первым результатом парадигматизации явилось создание «Методологической Азбуки» – 10 базисных схем (1979 г.). Эта парадигма, с небольшими коррекциями и с увеличивающимся числом парадигматических выводов, сохранилась до конца 90-х гг. А в 2000 г. появилась новая версия парадигмы и ее синтагматически значимое выражение. Оно и составило приводимое здесь «Введение в общую теорию деятельности», а также особую синтетическую, на базе 14 схем, – «онтологическую схему» № 15.

Именно вторичное обращение к принципиальной парадигматизации в конце 90-х гг. создало почву для появления методологического словаря (1-й вариант в 2001 г., второй – в 2002 г.).

Настоящее издание – третье. По составу самого словаря оно идентично второму изданию. А в создании словаря особым фактором послужило «давление» лидеров ММПК и московского методологического семинара – В.Н. Верхоглазенко и А.Л. Емельянова, побуждавших к большой унификации значений терминов.

В этом издании мы обращали внимание, прежде всего, на внешний заказ к системе понятий и категорий. Он идет от практики и рефлексии практики стратегического мышления. Прямое обращение внимания на стратегическое мышление и его методологическое обеспечение возникло в конце 90-х гг. после серии игр по этой тематике. Очевидность того, что именно методология «обязана» быть сервисом стратегической деятельности и мышления была естественна почти с начала деятельности ММК. Для этого достаточно почитать материалы дискуссий 60–70-х гг.

Однако, ответственные формы кооперации между «стратегами» и «методологами» предполагают особую определенность в языковом слое мышления и мыслительного взаимодействия. Недостаточная определенность создает неизбежные недоразумения, что и показала практика стратегических взаимодействий с представителями МК в конце 90-х и начале 2000-х гг.

С 1999 г. мы наращивали уровень определенности в теме «стратегия», и в данном издании он достаточно проявлен в диалоговой модели с общекультурно-мыслительной поддержкой в других диалоговых моделей.

Предлагаемая версия «словаря» и его содержательных сервисов является вполне достаточной для обеспечения стратегического мышления любого уровня и для стратегической подготовки профессионального характера. Специальная подготовка стратегов предполагается в особом учебном процессе, для обеспечения которого и создана кафедра методологии стратегического проектирования и управления в ИПК госслужбы РАГС при Президенте РФ.

 

Скачать книгу