Зимний модуль 2014 г. Диалог

Метафизика и экономическая онтология

Что такое «метафизика»? Для Аристотеля это «первая» философия, исследующая начала и причины всего сущего. Он писал, что «мы ищем начала, причины существующего... дающее обоснованное для сути предмета... Если есть нечто вечное, неподвижное и существующее отдельно, то его должна познать  наука умозрительная, которая первее учения о природе и математике... Именно первой философии надлежит исследовать сущее как сущее.И далее: «благодаря сущности есть и каждое  из действий или состояний и сущность – безусловно сущее и первое во всех смыслах... одна лишь сущность может существовать отдельно... Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения – что такое сущность...

В наибольшей степени сущностью считается первый  субстрат, в одном смысле обозначается материя, в другом – форма, в третьем – то, что из них состоит, целое, форма первее материи и есть сущее в большей мере, первее и целого. (Метафизика, т.1., с. 187-189).

В поиске причин наблюдаемого следует осуществлять «умопостижения», построение умственных конструкций, фиксирующих в своем содержании неизменяемое как причину изменений, «вечное». И это вечное связывается Аристотелем с «формой» более первой, чем и материя, и синтез формы и материи. Материя без формы не может «создать» «нечто», целое. Форма без материи является лишь предпосылкой для «нечто». Форма вносит в бытие материи определенность, стабильность, воспроизводимость.

И это очевидно при рассмотрении привычных динамических «нечто», например, деятельности, предполагающей в качестве предпосылки «норму» и последующее включение «ресурса» адекватного норме. Норма, в сравнении с ресурсом, предстает в деятельности как нечто «вечное», могущее менять конкретные экземпляры изменяющегося ресурса, как «требующее» от ресурса адекватности себе, вносящее момент «вечного». Здесь мы видим основания системного миропонимания.

 

Диалог полностью